Выходим из матрицы: советы для начинающих фрилансеров
Цель этой заметки дать несколько практических советов тем профессионалам, кто решился на выход во фриланс, но не знает с чего начать.
Как часто в трудовых офисных буднях и бесконечных пятидневках и переработках, смотря в окно, ты понимаешь, что жизнь проходит мимо, твоя жизнь… И задавая себе вопросы: Зачем? На что я трачу драгоценные дни моей жизни? Для чего или для кого? ты не можешь найти ответов. А в выходные, силы остаются только на то, чтобы «прийти в себя» и главная активность — лежать на диване с лозунгом «Не кантовать», потому что на большее, как правило, энергии не остается.
В один прекрасный момент желание жить полной жизнью и заниматься любимым делом перевешивает, и ты понимаешь, что все, баста, с меня хватит, но стабильная зарплата, упорядоченность жизни, престижная должность, прикрытые тылы и все многочисленные плюсы стабильной работы засасывают тебя и ты снова и снова не решаешься сделать шаг к своей мечте или… набираешься смелости и прыгаешь с обрыва в неизвестность…
Чтобы не прыгать с обрыва, можно провести предварительную работу, которая поможет тщательно взвесить все за и против, подготовиться и плавно выйти во фриланс.
Как бизнес-тренер, который после 10 лет работы в крупных корпорациях вышел во фриланс, а затем открыл и успешно развивает свой бизнес, хочу поделиться опытом и некоторыми практическими шагами, которые помогут вам сделать этот этап более плавным и продуманным. Поэтому цель этой статьи — дать несколько практичных советов тем профессионалам, кто решился на выход во фриланс, но не знает с чего начать. Мне, в свое время, очень не хватило подобной информации и пришлось все собирать по крупицам, путем проб и ошибок. Таким образом, и появился этот план, опробованный на собственном опыте и опыте коллег. Принципиально новых вещей вы здесь не откроете, но, возможно, увидите и разложите в структуру все те действия, которые необходимо предпринять.
Шаг № 1: Сбор информации.
Итак, если вы решили, что уже готовы сделать первые шаги по выходу на фриланс, для того, чтобы принять действительно взвешенное решение, необходимо собрать информацию. И здесь неоценимым ресурсом может стать помощь ваших более опытных коллег, которые уже сделали этот шаг, причем как опытных гуру, так и начинающих. Предварительно составьте список вопросов, ответы на которые вы хотели бы получить. Туда должны обязательно входить:
- Плюсы и минусы работы во фрилансе в вашей сфере. Подводные камни.
- Возможные гонорары (минимальный и максимальный разброс)
- Время на «раскачку»
- С чем придется столкнуться в начале? К чему готовиться?
- Источники поиска клиентов
- Профессиональные советы для старта и прочее.
Теперь, где взять информацию и найти этих более опытных коллег?
- На профессиональных тусовках\сайтах. И не стесняйтесь задавать «глупые вопросы». При этом будет ценен опыт как более успешных коллег по цеху, так и менее, так у вас сложится объективная картинка.
- Поспрашивайте ваших знакомых коллег, кто из их знакомых, работающих на себя, мог бы вас проконсультировать по телефону.
- Возьмите платную консультацию у эксперта в вашей области и не жалейте денег, это действительно полезно, возможно, максимально полезно для получения действительно хороших рекомендаций. Подготовьтесь и задайте эксперту все интересующие вас вопросы. Именно такая консультация с экспертом, в свое время, мне очень помогла и подтолкнула к правильному решению
- Почитайте всевозможные публикации в интернете на эту тему
- Проанализируйте профессиональные сайты.
Шаг № 2: Анализ полученной информации.
Теперь, получив всю необходимую информацию и разложив все плюсы и минусы «свободного плавания», вы можете проанализировать, насколько это вам нужно.
Для этого структурируйте всю полученную информацию, лучше письменно. Выпишите все плюсы, которые дает вам фриланс и все минусы, с которыми предстоит столкнуться, а также свои сильные стороны и свои слабости, возможности и угрозы из них вытекающие. Если на основе этого анализа, все же положительные стороны перевешивают, и вы четко понимаете, что действительно хотите этого и готовы к определенным трудностям, то можно приступать к разработке плана действий. Здесь не жалейте времени и начните со следующих шагов:
- Напишите четкую цель, к чему вы хотите прийти во фрилансе, со сроками, занятостью и прочими важными именно для вас критериями.
- Ответьте на вопрос: Для чего вам нужна эта цель? Стать более свободным? Востребованным? Наслаждаться жизнью, уделять внимание семье? Напишите все, к чему вы хотите в итоге прийти, и какой должна стать ваша жизнь. Т.е. тщательно нарисуйте картинку будущего. Эта визуализация в дальнейшем будет мотивировать вас, когда будут опускаться руки.
- Распишите все области, в которых вам нужно провести работу, для достижения этой цели, а именно, разработка портфолио, поиск клиентов, работа с базой данных, теплые и холодные контакты, PR, ваше развитие как профессионала, профессиональное сообщество, финансовая часть, разработка сайта и прочие важные этапы в вашем продвижении на свободном рынке.
- На каждом этапе четко обозначьте конкретные шаги со сроками выполнения.
- Подумайте, как вы себя будете мотивировать\демотивировать за выполнение\невыполнение пунктов плана. Продумайте систему вознаграждений и наказаний:). Кто как не вы лучше знает, как себя порадовать?!:)
В итоге ваш план должен четко отражать последовательность ваших шагов, чтобы вы могли видеть всю систему в целом и не упускать ни один из пунктов из виду. План лучше сделать на год, полгода и квартал, и работать с квартальным планом еженедельно, отмечая, где вы продвинулись, а что нужно подтянуть.
Составление плана — это самая важная часть работы, ведь теперь у вас есть четкая карта вашего пути, которая может корректироваться в процессе, но главные ориентиры есть.
Шаг № 3. Разработка портфолио.
Теперь начинаем прорабатывать пункты плана, а именно в начале, необходимо разработать портфолио. Это потребует определенного времени и усилий, но оно стоит того.
Портфолио должно содержать:
- Резюме
- Целевую аудиторию на которую вы преимущественно работаете, либо все категории ЦА
- Вашу самопрезентацию
- Ваши продукты\услуги
- Ваши сильные стороны
- В чем заключается ваша индивидуальность и индивидуальность вашего продукта?
- Ваши конкурентные преимущества: почему клиенты должны выбрать именно вас? Чем вы лучше, чем конкуренты?
- Прочая важная инфо
- Краткую устную презентацию вас\ваших продуктов \услуг.
Не зря говорят, что плох тот профессионал, который не может быстро и простым языком рассказать о том, чем он занимается. Для этого лучше иметь заготовки, тем более вы вступаете в новое поле деятельности и необходимо тщательно подготовиться к встрече с клиентами и партнерами, чтобы не ударить в грязь лицом.
- Заготовки коммерческих предложений для рассылки
- Финансовые условия, ваш максимум, минимум, возможные скидки и бонусы для клиентов. Для проведения переговоров о цене, хорошо также иметь заготовки, лучше письменно, так как, порой, именно этот пункт вызывает наибольшее количество вопросов в самом начале.
Вся эта информация должна быть легко адаптируема под разные целевые аудитории, которые вы для себя выделили, и в вашей презентации должны полно и ярко раскрываться все те выгоды, которые получит ваш конкретный клиент, сотрудничая с вами.
Шаг № 4: Составление базы потенциальных клиентов и партнеров и работа с базой.
- Составление базы потенциальных клиентов
- Теплые звонки знакомым (рекомендации)
- Холодный обзвон компаний и предложение сотрудничества
- Проведение встреч
- Постоянное поддержание контактов.
Один из важнейших пунктов вашего плана — составление базы данных ваших потенциальных клиентов. В ней все контакты можно разделить на теплые и холодные. Теплые контакты: ваши знакомые, коллеги, партнеры, которым, возможно, будут интересны ваши продукты и услуги. Холодные контакты: юридические и физические лица, которых вы хотите видеть среди своих клиентов. Ваша задача — найти ФИО лиц, принимающих решение, и их контакты, и, посредством письма, холодного звонка, обращения по рекомендации, отправления на почту коммерческого предложения, добиться встречи с представителями компании.
В зависимости от вашей стратегии, если вы пока не готовы работать самостоятельно на рынке, так как не хватает знаний, опыта, вы также можете предложить сотрудничество компаниям-посредникам. Они охотно работают с фрилансерами-профессионалами за определенный процент от стоимости ваших услуг, и возьмут на себя все заботы по поиску клиентов, а также все организационные моменты. Это — отличный вариант для «плавного» выхода во фриланс, так как компания, так же, как и вы, несет определенную ответственность за конечный результат, и заинтересована в его качестве, поэтому может поделиться опытом и рекомендациями. Работая же в одиночку, за все отвечаете вы сами.
Ваша база данных должна постоянно обновляться, проставляйте в ней статус задач, работайте с вашими клиентами и поддерживайте постоянный контакт.
Шаг № 5: Финансовые накопления.
Исходя из собранной информации и мнения экспертов, заложите период времени, который вам потребуется на «раскачку». Просчитайте бюджет, который потребуется на этот период, умножьте его на два и обеспечьте себе денежный резерв, чтобы избежать болезненных переживаний, в случае, если проекты откладываются или отменяются. И будьте готовы, что такого рода отмены и перенос сроков по проектам будет в 50-80 % случаев. Это тоже одна из «прелестей» фриланса:). Поэтому обеспечьте себе запас минимум на три месяца — полгода. У меня проекты пошли сразу, но в небольшом количестве, а действительно стабильная загрузка началась через три-четыре месяца.
Шаг № 6: Профессиональная тусовка.
Работая в корпорациях, как правило, у нас не хватает времени на общение в профессиональном сообществе. Работая же на фрилансе, это необходимо для вашего профессионального развития, полезных знакомств, внутреннего PR в сообществе. Поэтому выберите формы и способы общения с коллегами по цеху и наслаждайтесь расширением вашей профессиональной сети.
Шаг № 7: Ваш сайт.
Разработайте ваш сайт-визитку с информацией о вас, ваших услугах, конкурентных преимуществах и контактных данных. Возможен вариант блога, с возможностью получения обратной связи. В зависимости от рода деятельности, разработка сайта, его форма и наполнение может быть как приоритетным, так и вторичным шагом.
Шаг № 8: Дизайн материалов.
Самостоятельно, а лучше с профессионалом, разработайте дизайн ваших визиток, материалов для клиентов, ваш логотип.
Шаг № 9: PR и продвижение.
Продумайте, каким образом вы будете продвигать себя, ваш продукт, услугу на рынке. Будете ли вы делать это самостоятельно, либо привлечете профессионала. Хотите ли вы строить ваш собственный бренд, либо работать в партнерстве с компаниями. Это — большой и интересный пласт работы, которому также необходимо уделять отдельное внимание. Если честно, в моем случае, я не занималась отдельно PR и продвижением, так как считаю, что качественная работа и довольные клиенты — лучший PR. На тебя постоянно работает сарафанный маркетинг:). Вместе с тем, если вы хотите продвигать свой бренд, то PR необходим.
Шаг № 10: Ваше профессиональное развитие.
Так как вы будете работать один, теперь вам нужно самостоятельно продумывать стратегию своего развития и инвестировать деньги и время в реализацию этой стратегии. Включите этот пункт в ваш стратегический план, определите формы обучения и развития и выделите время.
Первое время, когда ты становишься на ноги, ты погружаешься в текущие задачи и не думаешь на перспективу, однако такой путь чреват выгоранием.
Инвестируйте определенный процент прибыли в обучение, тогда будет расти качество вашего продукта\услуги, а вместе с ним — средний чек и, главное, удовольствие от работы.
Шаг № 11 Моральный настрой.
Начало пути к своей мечте, работе на себя, похоже на американские горки, где вы то находитесь в состоянии эйфории, что все получается, то сталкиваетесь с препятствиями и появляется гадкое чувство страха перед безызвестностью, неуверенность перед будущим и даже отчаяние))). Не самое приятное чувство, скажу я вам:). Именно поэтому в этот период вам как никогда нужна будет поддержка ваших друзей и близких. Поэтому в начале пути заручитесь их поддержкой, расскажите им, что вам придется столкнуться с определенными трудностям и попросите своих друзей и близких в таких случаях поддержать вас и напомнить о вашей главной цели и не дать свернуть с пути. Это здорово поддерживает в трудные минуты. А также всегда держите в уме, а лучше на бумаге, вашу «зовущую цель», вашу картинку будущего, для чего вы все это делаете.
Итак, давайте подводить итоги.
У нас получился следующий план действий для выхода на фриланс:
1. Сбор информации:
- Консультации экспертов
- Изучение интернета
- Опрос коллег
2. Анализ полученной информации, разработка плана действий:
- +\- фриланса
- Анализ своих сильных и слабых сторон, возможностей и угроз
- Составление четкого плана действий на год\полгода\квартал
3. Разработка портфолио
- Составление резюме
- Определение своей целевой аудитории
- Подготовка письменной самопрезентации
- Разработка краткой устной презентации под разные целевые аудитории
4. Составление базы потенциальных клиентов и партнеров и работа с базой
- Составление базы потенциальных клиентов
- Теплые звонки знакомым (рекомендации)
- Холодный обзвон компаний и предложение сотрудничества
- Предложение сотрудничества компаниям-посредникам
- Проведение встреч
- Постоянное поддержание контактов
5. Расчет и подготовка финансового запаса на месяца-полгода
6. Общение в профессиональной тусовке
7. Ваш сайт
8. Дизайн материалов
9. PR и продвижение
10. Профессиональное развитие
11. Моральный настрой.
Доработайте этот план, сделайте его «своим» и, пошагово реализуя его, вы сможете плавно и безболезненно перейти от гипотез и предположений к конкретным шагам по реализации своей мечты.
И главное, ничего не бойтесь! Верьте в себя и свои мечты! И, по-моему, самое главное — это не сайт, визитки, PR и накопления, а профессионализм, большое желание, вера в свои силы и первый шаг!)
«Главное прыгнуть с обрыва, по пути у вас обязательно вырастут крылья» (Рэй Брэдбери)
Успехов Вам!
Встретимся в комментариях, в Facebook или Instagram.
Я всегда на связи info@easy-steps.ru.